Обзор самолета TORO 300

 

P4030255

 

Вступление

Между первым полетом и обзором этого самолета минуло долгих 9 лет и даже сейчас, когда прошло столько времени, я с ностальгией вспоминаю мои первые «шаги» в авиамодельный мир.

Размышляя в далеком 2004 году, что купить в качестве второй модели, я провел много времени в интернете, читая обзоры, советы «старших товарищей». Многие в качестве первой, а так же второй модели советовали, самолет с верхним расположением крыла, так называемый тренерок. Аргументировали тем, что мастерство надо оттачивать на более предсказуемых моделях самолетов. Но как это ни странно, он у меня стал только третей моделью, первой моделью была пилотажная модель самолета от Fun-Key EXTRA 300S ARF.

В один прекрасный вечер я забрел на сайт E-Fly. Там я и познакомился с самолетом TORO-300. Решение как-то пришло само собой. И через несколько дней я уже держал эту модель в руках.

Это модель типа "летающее крыло" выпускаются чешской фирмой Telink и разработанная для воздушного боя. Материал, из которого он изготовлен, называется EPP-пластик (Extruded Polypropilene), визуально выглядит как пенопласт, бывает обычно черного и белого цвета, а также различной структуры и плотности. Тот, который использует фирма Telink, зарекомендовал себя хорошо, большинство моделей, летающих в Чехии - именно этой фирмы.

 

P7190010

 

Toro 300 - имеет мощную мотоустановку на основе Speed 300 с редуктором 5:1. С этим электродвигателем он прекрасно летает, послушен в управлении, не сваливается на малых скоростях.

 

kits1

 

Набор поставляется упакованный в целлофановый пакет, содержимым которого является:

  • Две половинки крыла из ЕРР
  • "Уши" из ЕРР
  • Элероны
  • Сосновые реечки лонжеронов
  • Боудены тяг
  • Двигатель Speed 300
  • Редуктор 5:1
  • Крепление мотоустановки
  • Пропеллер
  • Пакетик с мелочевкой.

В модели уже сделаны все вырезы под машинки, приемник регулятор вращения и аккумуляторы. Вырез аккумуляторов под 7-баночную сборку NiMH ААА.

 

Для постройки модели еще потребуются следующие материалы:

  • Эпоксидная смола (я использовал Z-poxy 30-ти минутка)
  • Армированный стекловолокном скотч шириной 25мм. Лучше использовать скотч фирмы 3М с крестовым армированием.
  • Цветной и прозрачный скотч для оклейки поверхностей крыла (для улучшения прочности, цветовой окраски и для того чтобы ЕРР не впитывал влагу)
  • Циакриновый клей (средней густоты)
  • Одноразовые пластиковые ложки (для того чтобы прикрыть сервоприводы)
  • «Липучка» ЗМ для фиксации батарейного отсека
  • Две пластиковые карточки (очень удобно использовать карточки пополнения счета сотовой связи)
  • Небольшой кусок пластика толщиной 3-4 мм

 Для оснащения модели потребуется:

  • Приемник - рекомендуется JETI Rex 5+, Rex 4+ или аналогичные
  • Рулевые машинки - 5-11гр., рекомендуются Hitec HS-55 или аналоги
  • Регулятор - любой на 8А, с тормозом и отсечкой питания двигателя.
  • Аккумуляторы - 7-8 банок NiMH 720mAh в размере ААА, собранные "забором" в плоскую батарею. Я использовал аккумуляторы Sanyo емкостью 1200 мА/ч

Использование менее мощной аккумуляторной батареи, на мой взгляд, не целесообразно, т.к. это уменьшает время полета.

 

rex5mpd-2 enl

HS55

 

Для управления моделью использовался передатчик SANWA 6000.

 

Сборка модели

Инструкция для сборки, прилагаемая к набору - написана на чешском и английском языках. Хорошо иллюстрирована картинками и фотографиями, так что особых проблем разобраться не составляет.

Приступаем к сборке с того, что склеиваем две половинки крыла на эпоксидную смолу. Все элементы из ЕРР и пенопласта необходимо тщательно зашкурить. Шкурка не должна оставлять вмятых полос на пенопласте. Особое внимание нужно уделить местам, где будет приклеиваться скотч (передние и задние кромки, аппаратурный отсек). После этого необходимо удалить пыль, лучше пылесосом. Половинки крыла укладываются на плоскость нижней стороной кверху. Промазываем стыки консолей крыла эпоксидной смолой и плотно прижимаем две половинки. Так же на эпоксидку вклеиваем лонжерон из сосновых реек. Стык должен ровный и без щели. Прижать и зафиксировать можно бутылками с водой. После высыхания клея, согласно инструкции, необходимо канцелярским ножом или скальпелем сделать прорези для укладки проводов и боуденов, на глубину не более 5мм. После этого утапливаются в прорезь боудены, устанавливаются на штатные места приемник, машинки, микшер (если таковой нужен) и регулятор вращения электродвигателя. Так же в свои прорези утапливаются провода от аппаратуры управления. Места установки приемника, машинок, регулятора вращения поверх оклеиваются армированным скотчем. Антенна приемника укладывается в сою прорезь и так же поверх оклеивается армированным скотчем.

Далее модель оклеивается армированным скотчем, по инструкции. Следующий этап – это вклейка на армированный скотч элеронов. Наиболее верная схема вклейки элеронов приведена на рисунке ниже.

 

01

 

 Сначала несколькими кусочками армированного скотча элерон вклеивается поперек длине элерона, а потом, поверх них, по всей длине элерона. Это надо повторить и на другой            стороне элерона. Следует оставить зазор между крылом и элероном около 1 мм. Далее, для увеличения механической прочности, элероны можно оклеить обычным прозрачным скотчем.

После этого оклеиваются «уши» цветным скотчем (я оклеил черным). Затем они эпоксидной смолой приклеиваются к крылу.

 

Настройка

Включаем аппаратуру. Качалки машинок настраиваются по центру их перемещения. Отклонения элеронов настраиваются согласно инструкции. Настройка производится путем сгибания «гармошкой» тяг.

 

P7190012

 

Защиты машинок, поставляемые в комплекте я заменил на одноразовые пластиковые ложки.

 

P7190006

P4030257


Аккумуляторный отсек я оформил с помощью пластиковых карточек оплаты сотовой связи, закрепив из армированным скотчем к крылу. Застежки я сделал из «липучки» фирмы ЗМ.

 

P7190008

 

По инструкции моторама приклеивается прямо на крыло. Мне показалось, что это слабый узел. Лучше на крыло, эпоксидной смолой, приклеить пластину пластика 3-4 мм размером 60Х40 мм в форме ромба, а к ней уже приклеивать мотораму с помощью двухстороннего скотча. Сам электродвигатель вставляется в мотораму и фиксируется узкой полоской армированного скотча.

 

P7190011

P7190013

P7190014
 

Носик самолета желательно укрепить, вклеив с двух сторон, фанерные или пластиковые пластинки по форме носика. Это следует сделать из-за того, что в носу самолета находится тяжелый аккумулятор, который при падении может усугубить повреждения передней части самолета.

Защиту двигателя я не ставил.

Окончательная сборка модели оканчивается оклейкой всей модели цветным скотчем. Я использовал схему оклейки: желтый низ, красный верх. Поверхность самолета после оклейки можно обработать утюжком для натяжения скотча, но делать это надо без «фанатизма», т.к. чрезмерное натяжение скотча приведет к изменению геометрии крыла.

 

Центровка

На модель устанавливается вся бортовая аппаратура, аккумуляторы, только после этого приклеивается мотоустановка, с тем, чтобы попасть в рекомендованную центровку. Она составляет 180-194мм от носка крыла. Мотоустановка устанавливается точно по центру, без всяких выкосов. Для этого лучше установить пропеллер, с тем, чтобы расстояния между его кончиками и крылом были одинаковыми с обеих сторон.

 

Первый полет

Отлетав на симуляторе решил перейти к практике! Для полета был выбран безветренный зимний день. Дав полный газ, я взял самолет в руку за правую консоль крылу, с небольшим усилием примерно под 45 градусов бросил его вверх. Самолет стал уверенно набирать высоту. Примерно на высоте 15 м, ручку газа я перевел в среднее положение и выровнял самолет. Тримирование потребовалось минимальное. Сделав пару кругов, выключил двигатель и, спланировав сел на «пузо».

Первый полет удался! Сердце колотится. В руках легкое покалывание. Но, не много придя в себя, повторил полет. Как и в первый раз самолет прекрасно летал не вызывая проблем вовремя пилотажа.

 

P4030244

P4030245

 

Далее начались часы тренировки на модели.

 

Резюме

Модель эксплуатировалась в течение 3-х лет, круглогодично. Благодаря этой модели самолета я научился летать. Модель прекрасно слушается рулей, даже на малых скоростях. Превосходно планирует. Заход на посадку не вызывает проблем. Впоследствии, на этой модели я отработал такие фигуры как: бочка, петля. Так же самолет прекрасно летает вверх ногами. Несмотря на свой малый вес, самолет прекрасно ведет себя в ветреную погоду. Взлет с руки не вызывал проблем. Самое главное - правильно бросить модель в воздух. Время полета в среднем составляло 8 минут.

Модель можно посоветовать новичку, как первый самолет. Так же для молодого пилота важно то, что эта модель не требует ремонта после аварийного падения или столкновения в воздухе, т.к. ЕРР ведет себя при ударе как резина. Но если ремонт и потребуется, то его можно провести прямо на поле. Циакрин и скотч полезно всегда иметь при себе. Как дальнейшее развития самолета, рекомендовал бы установить на него бесколлекторный электродвигатель.

Видео полета

Самолет оставил самые положительные впечатления. По прошествии девяти лет, есть желание приобрести подобную модель для спокойных тренеровочных полетов в удовольствие.

 

Автор Кузнецов Сергей (Green) 

 

Счетчик PR-CY.Rank Счетчик PR-CY.Rank